7 способов запоминать больше и учиться быстрее
Перестаньте жалеть о том, что быстро забываете важную информацию. Ведь вы можете развивать свою память или хотя бы использовать ее текущий потенциал по максимуму. Для этого есть несколько простых и эффективных техник.
Наука памяти
Чтобы разобраться в техниках запоминания, сначала давайте рассмотрим, как же работает память.
Если она является для вас загадкой, то вы не исключение. Ученые и философы уже по меньшей мере 2 000 лет пытаются понять, как функционирует память, и все еще совершают новые открытия. К примеру, за очередной прорыв в этом направлении группа британских ученых недавно получила крупнейшую премию в области нейронауки – один миллион евро. Они нашли в мозге белок, который играет ключевую роль в формировании и потере памяти. Еще больше открытий ждет нас впереди.
Согласно последним представлениям о работе памяти, выделяют три ее этапа.
Кодирование
Первый этап, кодирование, протекает, когда вы наблюдаете какое-нибудь событие или любую другую информацию. В это время мозг начинает осознанно впитывать звуки, изображения и прочие доступные чувствам данные. К примеру, представьте свой первый визит в Лас-Вегас. Ваши воспоминания об этом событии формируются визуальными образами (роскошные здания, буйная растительность), звуками (звон игровых автоматов) и запахами (специальные ароматы, которые распыляют в каждом казино).
Если свяжете с этой чувственной информацией какие-нибудь факты или другой подтекст, вы задействуете процесс под названием "семантическое кодирование". Например, в Лас-Вегасе можно построить ассоциации между отелем-казино "Белладжио", его положением на карте и тем фактом, что каждые 30 минут местный танцующий фонтан устраивает шоу. Так вы сможете закодировать "Белладжио" с помощью семантической памяти.
Как предполагают исследователи, мы запоминаем информацию быстрее и храним ее дольше, если подбираем к ней ассоциации в процессе семантического кодирования.
Хранение
Все закодированные частички информации хранятся в разных участках мозга. Его нервные клетки, нейроны, обмениваются сигналами о поступлении новых данных и создают между ними временные или долгосрочные связи. Именно активность нейронов и сила этих связей, по мнению нейробиологов, обеспечивают работу памяти.
Различают два типа памяти: кратковременную и долговременную. Кратковременная, или рабочая, память – это своего рода буфер вашего мозга. Попавшая в нее информация будет храниться до того момента, пока не окажется стертой или загруженной в долгосрочную память. Например, вы запоминаете, что хотите заказать на обед, до совершения заказа. Как только еда доставлена и съедена, мозг избавляется от этой информации.
Долговременная память содержит воспоминания, которые вы храните от нескольких дней до многих лет. К ним можно отнести знание основ езды на велосипеде или первый ужин с любимым человеком.
Память обоих типов с годами может ослабевать, поскольку мозг постепенно теряет клетки, которые создают связи между информацией. Но этого можно избежать.
Мозг поддается тренировке так же, как и мышцы, а если не использовать память, ее можно потерять.
Воспроизведение
Наконец, чтобы извлекать воспоминания из памяти, мозг обращается к ранее созданным нейронным связям. Повторное воспроизведение информации укрепляет эти связи и воспоминания. Поэтому техники повторения с помощью флеш-карточек или заметок помогают удерживать мысли в голове.
Когда вы помните информацию, вы не храните точную копию события или факта, к которым она относится, потому что воспоминания смешиваются с новыми данными о реальности.
Воспоминания не остаются статичными, их могут дополнять новые факты и связи между ними. Таким образом, воспроизведение старых мыслей в памяти можно считать творческим переосмыслением.
По этой же причине воспоминания могут быть ошибочными или существенно меняться со временем.
Теперь, когда мы разобрались в работе памяти, можно применять эти знания, чтобы запоминать и учиться эффективнее.
Секреты эффективного запоминания
Улучшив общее состояние здоровья с помощью хорошего сна, регулярных физических упражнений и правильного питания, вы не только укрепите тело, но и улучшите работу мозга. В том числе, и память.
Ассоциации играют ведущую роль в работе мнемотехник — правил и приемов для эффективного запоминания. Вот несколько самых популярных из них.
Дворец памяти – еще один прием, в основе которого лежат ассоциации. Его придумали еще античные ораторы, и плод их творчества до сих пор считается удобной и эффективной техникой запоминания. Неважно, что именно вы хотите заучить – речь для выступления, детали рабочей задачи или продукты в списке покупок, – дворец памяти поможет со всем.
Ведущей техникой, которую используем мы, лучшие ментальные атлеты, остается и всегда будет оставаться дворец памяти. Если вы хотите освоить одну из мнемотехник, выучите именно эту.
Нельсон Делис (Nelson Dellis),
четырехкратный победитель чемпионата США по памяти
Суть дворца памяти такова: вы ассоциируете хорошо знакомое вам помещение и его содержимое с фрагментами запоминаемой информации. Например, можно представить свой дом и связать понятия, которые хотите запомнить, с любыми предметами интерьера. Это работает, поскольку вы мысленно прикрепляете новые образы к тем, которые уже хорошо помните.
Чтобы быстрее запоминать большие объемы информации, вы можете заучивать ее маленькими частями. Скорее всего, с этой техникой вы уже сталкивались. Например, когда запоминали телефонный номер. Ведь ту же последовательность цифр проще заучить разбитой на фрагменты (888 555 0000), чем целиком (8885550000). По мнению ученых, средний человеческий мозг способен хранить в краткосрочной памяти до четырех элементов одновременно. Но, группируя новые данные, мы можем преодолеть этот лимит.
Правильное дробление информации включает классификацию элементов, поиск в них закономерностей и структуризацию. Чтобы применить этот метод, скажем, для запоминания иностранной лексики, можно сгруппировать незнакомые слова по темам, а затем разделить на небольшие группы. После этого можно учить одну группу за другой с помощью остальных приемов запоминания.
Есть несколько причин, по которым запись текста от руки помогает запоминать его лучше, чем ввод на клавиатуре. Когда вы выводите каждый символ вручную, этот процесс стимулирует область мозга под названием "ретикулярная активирующая система". В результате мозг уделяет больше внимание записанному. Как показывают исследования, когда люди конспектируют с помощью ноутбука, они записывают содержимое лекций дословно. А во время ручной записи мы чаще перефразируем материал, следовательно, больше вовлекаемся в учебный процесс. Вы извлечете двойную пользу, если добавите в заметки визуальные образы, превратив конспекты в ментальные карты.
Вы можете долго готовиться к экзаменам или просто учить что-то для себя, а затем мгновенно забыть все, что совсем недавно хорошо помнили. Если мы не повторяем информацию регулярно, то забываем ее в течение нескольких дней или недель. Это природная специфика работы человеческого мозга. Чтобы запомнить что-либо надолго, вроде иностранных слов или профессиональной информации, нужно повторять это через определенные промежутки времени. Такую технику называют интервальным повторением.
Как говорится, лучший способ выучить любую тему – объяснить ее другим. В научных работах этот феномен называют эффектом протеже. В рамках одного из исследований специалисты наблюдали, как пересказ выученной информации влияет на успеваемость студентов. Учащиеся объясняли новый материал виртуальному собеседнику и по итогам раскрыли несколько преимуществ такого подхода. Он помог студентам найти пробелы в знаниях и структурировать их, а также поспособствовал более тщательному изучению предметов.
Источник:
Лайфхакер
|